В конце 2013 года на старинном доме на перекрёстке тюменских улиц Володарского и Челюскинцев появилась приглашающая надпись «Входъ». В здании с резными наличниками и каменным цоколем открылся антикварный магазин-музей.
В конце 2013 года на старинном доме на перекрёстке тюменских улиц Володарского и Челюскинцев появилась приглашающая надпись «Входъ». В здании с резными наличниками и каменным цоколем открылся антикварный магазин-музей.
В городе есть несколько антикварных магазинов, но только здесь можно побродить в историческом интерьере, среди старинных артефактов, выставленных в открытом доступе. Протиснуться между казахской чеканной хлебницей и сирийской инкрустированной мебелью середины прошлого века к немецкой кукле, которая совсем не выглядит на свои 120 лет. Заглянуть в нутро сияющего трактирного самовара. Взвесить на ладони лёгонькую золотую чашку кузнецовского фарфора. В резных витринах стоят стеклянные уксусницы, стаканчики и штофики, фарфоровые статуэтки и чайные пары ЛФЗ, Дулёво, Гарднера.
Здесь нет ценников, этикеток или экспликации — за комментарием относительно стоимости предмета или его происхождения посетитель обращается к хозяйке или к одному из коллекционеров, знатоков антиквариата, дежурящих в магазине и готовых разъяснить разницу между чёрным и красным штампиком Ломоносовского завода, уточнить происхождение предмета.
«Цены у нас свободные, к тому же в музее и не должно быть ценников, — говорит совладелица магазина Евгения Литвин. — Если посетитель просто зашёл осмотреться, он может походить, потрогать предметы. Что заинтересует — я расскажу, с удовольствием».
Евгения открыла магазин-музей вместе с партнёром Максимом Насыровым. Сама она много лет увлекается коллекционированием предметов утвари, картин, серебра. А поскольку растущей коллекции требуется место, да к тому же хочется, чтобы предметы «встречались с людьми», возникла идея магазина.
В основу экспозиции легли коллекции учредителей, закупки делаются по принципу личного интереса: «Я покупаю то, что мне самой нравится — если никто не купит, будет глаз радовать. Некоторые вещи мне не очень хочется продавать, а показать людям — пожалуйста. Если покупаю что-то не для себя, то либо на заказ, либо те предметы, которые точно найдут покупателя среди коллекционеров», — поясняет Евгения. Тюмень не очень богата антиквариатом, хотя, говорят, при наличии средств и связей найти можно всё что угодно. Пополнять экспозицию Евгения ездит в Екатеринбург, в Ижевск, в другие города по всей стране. У опытных коллекционеров есть база данных единомышленников, они списываются между собой, помогая друг другу отыскать необходимый предмет.
В начале ХХ века в здании, где открылся музей, располагалась модная мастерская и «Магазин дамских и детских нарядов и шляп М.Н. Андреевой», так что просторный зал со множеством окон и развесистой люстрой под потолком изначально был предназначен для разглядывания товаров. Экспозиция естественным образом перетекает в открытый взору посетителей кабинет — тут и приземистый длинный буфет с красивой расстекловкой, и витрина с серебряными вещицами — от соусников и брошей до выпуклых пуговиц и чайных ложек.
Работники магазина развенчивают мою гипотезу о том, что делать покупки в антикварном может позволить себе только очень обеспеченный человек. Во-первых, говорят, купить здесь можно не только резные шкафы или настенные часы, но и юбилейную монету «Сочи-2014» или олимпийскую сторублёвку (по курсу 1:2,5). Советскую монету, которой не хватает для коллекции, французскую фотооткрытку, подписанную изящным почерком, с маркой и почтовой печатью (200 рублей). Дулёвская барыня с золотым самоваром стоит 1500 рублей, а нарядная китайская чайница в технике перегородчатой эмали клуазоне — 3,5 тысяч.
«Думаете, эти предметы покупают миллионеры? — говорят антиквары. — Коллекционеры — они не богатые, они одержимые! Они могут экономить, отказывать себе в каких-то излишествах, лишь бы пополнить коллекцию. Покупают и обычные люди, которым хочется иметь дома красивую вещь, возможно, навевающую воспоминания из детства. Заходят и дизайнеры интерьеров — за деталями обстановки, за вдохновением и идеями».
Уже сейчас антикварный не только продаёт, но и реставрирует старинные книги. Летом надеются наладить связи со студентами академии культуры, которым необходима практика по реставрации предметов старины. В магазин уже обратились с предложениями о сотрудничестве несколько экскурсионных агентств, Евгению радует, что её детище пользуется интересом горожан и приезжих: «Место располагает, людям нравится, да и мне по душе!»